Советы учителя-логопеда



Рекомендации учителя-логопеда родителям по теме
 «Дикие животные и их детёныши».
Родителям рекомендуется:
Поговорите с ребёнком о том, какие дикие животные живут в наших лесах.  Вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище.
Попросите ребенка найти на картинках изображения зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы и т.д. Попросите ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы).
Посетите с ребенком цирк, зоопарк, понаблюдайте за животными.

Игры по теме: 
1."Угадай кто это?"
Бурый, косолапый, неуклюжий ...
Серый, зубастый, страшный ...
Хитрая, пушистая, рыжая ...
Маленький, длинноухий, пугливый ...
Рогатый, сильный, длинноногий..
2."Кто как подает голос"
Лиса - тявкает.
Медведь - ...
Волк - ...
Белка - ...
Еж - ..

3.  Назови детенышей
У медведицы – медвежонок, медвежата.
У лисицы - ...
У белки - ...
У волчицы - ...
У ежихи - ...
У зайчихи - ...
У лосихи - ….
У оленихи - … и т.д.


          4. "Измени по образцу"
Медведь - медведица - медвежонок         
Волк - ...                                  
Ёж - ...
Заяц - ...                                                      
Олень - ...
Лось- ...               
 
5. «Кто где живет»
Медведь – в берлоге
Волк – в логове
Лиса, еж – в норе
Белка – в дупле

6. Подбери как можно больше признаков к предмету:
Белка (какая?)- маленькая, пушистая, ловкая, проворная, быстрая
Волк (какой)-
Медведь (какой)-
Лиса (какая?)-
Ёж (какой)-
Заяц (какой)-
Лось (какой?)-
Кабан (какой?)-
Бобер (какой?)-

7. Подбери как можно больше действий к предмету.
Медведь (что делает?) – бродит, спит в берлоге, лазит по деревьям и т.д.
Белка (что делает?) -…
Бобер (что делает?) - …
Ёж (что делает?) - …

8. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Логово  волка (чье?) – волчье
Дупло белки (чье?) - …
Берлога медведя (чья?) - …
Уши зайца (чьи?) - …
Рога оленя (чьи?) - …
Копыта лося (чьи?) - …
Хвост лисы (чей?) - …
  
9. Отгадайте загадки.

Под соснами, под елками лежит клубок с иголками  (еж)
Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок (белка)
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (медведь)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц) 
10. Прочитайте ребенку  рассказы Н. Сладкова "Кто куда", «Сорока и медведь» "Под снегом",  русские народные сказки "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка", стихи С. Маршака «Лиса и волк» и др.




Рекомендации учителя - логопеда
для родителей по теме «Продукты питания»

 Родителям рекомендуется:
Посетить продуктовый магазин вместе с ребёнком и познакомить его с названиями различных продуктов. Закрепить понятие «продукты питания».
 Познакомить ребёнка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, овощной, рыбный, кондитерский).
 Дома показать ребенку продукты, из которых готовится пища, повторить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.), названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи (варить, жарить, тушить, печь и т.д.).
Попросить ребенка назвать:
Молочные продукты  (масло, творог, сыр и др.)
Мясные продукты (сосиски, колбаса, котлеты и др.)
Мучные продукты: (хлеб, печенье, сушки, макароны и др.)   

Игры по теме

1. «Готовим».
Какие продукты можно варить?
Какие продукты можно жарить?
Какие продукты можно испечь?
Какие продукты можно тушить?
          Как называются продукты, которые варили (вареные), тушили (тушеные), жарили (жареные), пекли (печеные).

2. «Назови блюда правильно»
Салат из овощей – овощной.
Каша из гречневой крупы - …  Каша из манной крупы, риса, пшена, овса -
Запеканка из творога - …           Запеканка из капусты  -
Пюре из ягод - …                       Пюре из картофеля -
Сок из фруктов - …                   Хлеб из пшеницы  -
Суп из молока - …                     Суп из гороха, фасоли -
Котлета из рыбы - …                 Котлета из мяса -
3. «Скажи наоборот».
Колбаса длинная, а сосиска - …
Молоко жидкое, а сметана - …
Пирожок горячий, а мороженое - …
Творог мягкий, а сыр - …
Селедка соленая, а компот - …
Кефир кислый, а варенье - …

4. «С чем посуда?»
С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?
С чем чашка, если в ней ... (чай, кисель, кофе, молоко...)?
С чем банка, если в ней ... (капуста, варенье, мед, мука...)?
С чем тарелка, если в ней ... (котлета, каша, макароны)?

6. Сказать, как называется посуда, в которой находится
- хлеб  (хлебница)
-  салат (салатник)
-  конфеты (конфетница)
 -  соль (солонка)
 -  масло (масленка)
  - сахар (сахарница)
   - кофе (кофейник)
    - чай  (чайник)

7. « Четвёртый лишний».
Мясо, рыба, сосиска, котлета.
Вафли, молоко, пряники, сухари.
Творог, сыр, йогурт, колбаса.

8. Рекомендуем родителям поручать ребенку вымыть посуду, приготовить салат или винегрет, накрыть стол к обеду.
          Повторить с ребенком, как называется каждый прием пищи (утром – завтрак, днем – обед, вечером – ужин)


Рекомендации учителя-логопеда

для родителей по теме  "Транспорт".

Родителям рекомендуется:
Спросить ребенка, что он знает о транспорте:
·        Что такое транспорт и его назначение
·        Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный, железнодорожный и т.д.)
·        Как называется транспорт, который перевозит людей
·        Как называется транспорт, который перевозит грузы
·        Кто управляет различными видами транспорта
·        Основные правила дорожного движения и дорожные знаки.

Игры по теме:

1.      «Назови как можно больше слов по теме «Транспорт» (машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль и т.д.)

2. Скажи, как называется транспорт
Самолёт, вертолёт (Воздушный)
Теплоход, катер, лодка (Водный)
Поезд, электричка (Железнодорожный)
Метро (Подземный)
Автобус, троллейбус, автомобиль (Наземный)
Транспорт, который возит людей (Пассажирский)
Транспорт, который перевозит грузы (Грузовой)

3. Скажи, как называют человека, который управляет
     Самолетом, вертолетом (Пилот)
     Кораблем (Капитан)
     Поездом (Машинист)
     Автомобилем, троллейбусом, автобусом (Водитель)

4. Назови действие
Самолет что делает?  (взлетает, летит, разгоняется, приземляется и т.д.)
Корабль что делает?  (плывет, причаливает, бежит по волнам и т.д.)
Поезд что делает?   (разгоняется, мчится, тормозит, останавливается и др.)
Автобус что делает?   (едет, подъезжает, тормозит, перевозит пассажиров, др)

5. «Назови, что едет, плывет, летит???»
Едет по дороге (машина, автобус и др.)
Едет по рельсам (поезд, электричка)
Плывет по морю (катер, корабль)
Летит в небе (самолет, вертолет)
 6. Один – много»
машина, машины, много машин.
самолёт, самолеты, много  самолётов
корабль, корабли, много кораблей
поезд, поезда, много, поездов
мотоцикл, мотоциклы, много мотоциклов
велосипед, велосипеды, много велосипедов

7. Назови какой?
Билет на автобус – автобусный
Остановка трамвая – трамвайная
Маршрут троллейбуса – троллейбусный
Двигатель вертолета – вертолетный
Вокзал железной дороги – железнодорожный
Флаг корабля – корабельный
Станция для лодок - лодочная

8. Отгадай загадки
На самом перекрёстке
Висит колдун трёхглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.                           (Светофор)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней!                 (Машина)
Крыльями не машет, а птицу обгоняет.                 (Самолёт)

Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю.              (Вертолёт)
У него - два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.                             (Велосипед)


8. Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите малышу назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный автомобиль. Назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Пусть ребенок сам покажет  и назовет части автомобиля.
Предложите ребёнку сосчитать транспортные средства (на улицах города, на картинках).

 

9. Прочитайте ребёнку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.

 



 

Рекомендации для родителей

по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Родителям рекомендуется:
Рассказать ребенку об  основных видах одежды, обуви и головных уборов и их назначении.  Объяснить ребенку, что одежда бывает летняя, зимняя, осенняя, весенняя; детская, мужская, женская; праздничная, рабочая, спортивная, домашняя и т.д.
Рассмотрите с ребенком одежду и детали одежды (рукава, воротник, петельки, застежки, манжеты, карманы и др.), детали обуви (каблук, голенище, шнурки, подошва, стелька, пятка, носок и др.). Поговорите о том, кто изготавливает одежду и обувь и из каких материалов.
Игры по теме:
1. «Кто больше подберёт определений»
Кофта (какая?) - вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная, новая, красивая и т.д.
сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, берет
2. «Что у куклы?» (образование существительных в уменьшительной форме)
У меня шапка, а у куклы - шапочка.
(сапоги, шапка, куртка, платье, брюки, юбка, ботинки, туфли, шуба, шарф, сарафан, майка, трусы, колготки, носки, кроссовки, валенки, пижама, рубашка, костюм, панама)
3. «Сосчитай» (согласование существительных в роде, числе и падеже с числительными 1, 3, 5)
Юбка - одна юбка, три юбки, пять юбок
(шапка, куртка, платье, юбка, шарф, сарафан, майка, рукавица, футболка, носок, пижама, рубашка, костюм, жилетка, рукав, воротник, берет)
4. «Четвертый - лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор)

Платье, юбка, шапка, майка
Шуба, пальто, ботинки, брюки
Валенки, куртка, сапоги, ботинки
Шорты, майка, берет, юбка
Шапка, кепка, пижама. шляпа

5. «Один – много».
Кофта – кофты, юбка — …, рубашка — …, футболка — …, плащ — …, куртка -…, носок -…, майка — …, , шапка – …., свитер – ….., шуба — …, платье – ….., и др.
6. «Скажи наоборот о действии».
Надевать – снимать, завязывать – развязывать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, покупать – продавать, запачкать-постирать, промочить-высушить, порвать-починить
7. «Какая одежда  и обувь бывает?»
Верхняя (плащ, пальто, шуба и др.), детская…, взрослая…, женская…, мужская…, спортивная…, зимняя.., осенняя.., весенняя…, праздничная…, домашняя…,,
8. «Из чего сделаны одежда, обувь, головные уборы?»

Куртка – их кожи – кожаная
Шуба – из меха -…         Брюки – из вельвета - …..  Шапка – из шерсти -…,
Сапоги – из резины - … Валенки – из войлока - …  Платье – из ситца -…, Рубашка – из шёлка - … Панама – из льна -…          Свитер – из трикотажа -  Шаль – из пуха - …

9. «Скажи наоборот о признаке»

Плащ длинный, а куртка – …(короткая),
Джинсы грязные, а комбинезон…(чистый),
Футболка светлая, а рубашка…(темная).
У туфель высокий каблук –  а у ботинок -…(низкий),
У кроссовок толстая подошва – а у тапочек …(тонкая)

10 . «Расскажи о своей одежде, обуви, головном уборе»

«Платье - это женская одежда. Оно сшито из шёлка. Оно шёлковое. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».
«Рубашка - это мужская одежда. Она сшита из хлопка. Она хлопковая. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».
«Сапоги - это обувь. Они сделаны из кожи. Они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью».




Комментариев нет:

Отправить комментарий