Советы учителя-логопеда



Рекомендации учителя-логопеда родителям

по теме "Насекомые"

       
Родителям рекомендуется:
Рассмотреть с ребенком на иллюстрациях насекомых, вспомнить их названия, характерные внешние признаки, где они живут, чем питаются, как появляются на свет, какие из них полезные, какие вредные.
        Понаблюдайте за насекомыми в лесу, в парке, на прогулке.

Игры по теме:
1.  «Подбери признак»
бабочка (какая?) -                            кузнечик (какой?) -
муравей (какой?) -                           пчела (какая?) -

2. «Один, два…, много»
 Один комар, два комара, много комаров
 Оса                                     Муравей
 Жук                                    Кузнечик
 Пчела                                Муха
 Стрекоза                            Бабочка

3.    Предложение рассыпалось. Составьте предложение
Жук, дерево, слетел, с -
Кузнечик, трава, прыгнул, в -
Пчела, цветок, на села. -      
Муравей, веточка, несет, муравейник в -
Бабочка, поляна, прилетела, на-

4. «Четвертый лишний”
Муха, муравей, василёк, пчела
Стрекоза, жук, гусеница, воробей
Комар, синица, пчела, бабочка
5. “Подбери действие”
Комар (что делает?) –
Муравей (что делает?) –
Пчела (что делает?) –

6. «Сравните»
Кузнечик стрекочет громко, а сверчок еще громче
Бабочка летает высоко, а стрекоза еще выше
Пчела жалит сильно, а оса еще сильнее
Муха летает быстро, а шмель еще быстрее
У пчелы дом большой, а у муравья еще больше

7.Отгадайте загадки про насекомых:

Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? … (Муравей.)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел (Бабочка.)

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)

8. Прочитайте детям:
В. Бианки «Как муравьишко домой спешил», «Репортаж со стадиона «Жукамо»




Рекомендации учителя-логопеда родителям

по теме "Перелетные птицы"

Родителям рекомендуется:
      Вспомните с ребенком перелетных птиц: скворец, ласточка, журавль, соловей, стриж, жаворонок, грач и др.
Расскажите, откуда прилетают птицы. Обратите внимание на сезонные изменения в природе.
Расскажите ребенку, как улетают птицы (журавли – клином, ласточки, грачи, скворцы – вереницей и т.д.)  Предложите ребенку нарисовать или выложить из пуговиц, бусинок, как улетают птицы.
Обсудите с ребенком, чем питаются птицы и почему они осенью улетают в теплые края.
Повторите с ребенком части тела птицы, чем оно покрыто, голоса, повадки птиц, их жилье.

Игры по теме:
1.«Четвертый лишний»
Ворона, курица, голубь, воробей (курица);
ласточка, аист, соловей, синица (синица);
петух, индюк, курица, соловей (соловей);
журавль, воробей, цапля, грач (воробей).

2. «Сосчитай птиц»
Одна ласточка, две ласточки, три ласточки, четыре ласточки, пять ласточек. (кукушка, скворец, соловей, аист, грач, журавль)

3. «Повтори предложение и закончи его»
На дереве гнездо, а на деревьях  … (гнезда).
В гнезде птенец, а в гнездах - …
Во дворе дерево, а в лесу - …
   
4. «Скажи про много предметов»
Одно перо – два пера – много перьев
Одно крыло – два крыла – много крыльев
Один клюв – два клюва - много клювов
Одно дерево – два дерева – много деревьев
Одно гнездо – два гнезда – много гнезд

5. «Назови птенцов» 
У грача — грачонок — грачата,            
У аиста — аистенок — аистята,
У журавля — журавленок — журавлята,
У кукушки — кукушонок — кукушата,                                  
У скворца — скворчонок — скворчата,                                   
У утки — утенок — утята,
У гуся — гусенок — гусята.

6. Подбери действия к предмету
Птица что делает? (летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт, выводит птенцов, сидит на ветке и т.д.)

7. Образуй глаголы с приставками
Летает (у, при, за, вы, с, в, пере, под, на)

8. Подбери признаки к предмету
Ласточка какая? (быстрокрылая, ловкая, проворная, стремительная, маленькая, юркая и т.д.)
Журавль какой?
Цапля какая?

9. «Угадай птицу»
У какой птицы самая длинная шея? ... (У лебедя.);
... самые длинные ноги? ... (У цапли, журавля.);
... самый длинный клюв? ... (У цапли.).
Какие птицы лучше всех поют? ... (Соловьи.);
... подражают пению других? ... (Скворцы.).

10. Почитайте ребенку 
В. Бианки «Чей нос лучше?»,
С. Михалков «Скворец»,
 Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»



Рекомендации учителя – логопеда родителям по

теме «Животные Юга»

Родителям рекомендуется:
Вспомнить с детьми названия животных, которые обитают в жарких странах   (слон, бегемот, носорог, лев, тигр, верблюд, кенгуру, зебра, крокодил, антилопа, обезьяна, жираф, леопард, пантера и т.д.).
Рассмотреть  с ребенком животных на картинках, на компьютере.  Уточнить  внешние  признаки, характерные повадки.
Задать ребенку вопросы: «Какие животные живут там, где жарко? Кого из них мы видели в зоопарке?»;
             Посетить с ребенком зоопарк, цирк.

                Игры по теме.
1.  «Составь слово»
У жирафа длинная шея - жираф какой? - длинношеий;
У бегемота толстые ноги  - бегемот какой? - ….
У обезьяны длинный хвост  - обезьяна какая? - …
У верблюда два горба – верблюд какой? - ….
У слона большие уши  - слон какой? - …

2.  «Кто у кого?»
У верблюдов - верблюжата            У львов-...                     У слонов-...
У тигров  - …                         У кенгуру-...
                                                        
   3. «Подумай и угадай!»
Тигрята бежали за тигрицей. – Кто кого догонял?
Газель бежала за антилопой, а за газелью львица. - Кто бежал первый, а кто последний?
Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. - Кто из них бежит быстрее всех, а кто медленнее всех?
Львица ждет льва. Кто задержался?
4. «Чей, чья, чье, чьи?»
Голова льва (чья?) - львиная            Туловище (чье?) - львиное 
Уши (чьи?) - львиные                    Хвост (чей?) - львиный  
(Аналогично: верблюд, тигр, слон, обезьяна, крокодил).

5.  «Назвать семью»

Слон - слониха - слоненок  - слонята
Лев    - …
Тигр - ….
Верблюд - …

6. «Сосчитай по образцу»

Один слон, два слона,  три слона, четыре слона,  пять слонов, шесть слонов и т.д.
(Аналогично: верблюд, обезьяна, крокодил, бегемот, жираф).

       7. «Сравни»
Тигр сильный, а лев сильнее
Верблюд высокий, а жираф еще выше
Бегемот тяжелый, а слон еще тяжелее
Коала двигается медленно, а черепаха еще медленнее

              8. «Составить рассказ-описание о животном»
Туловище, голова, уши, хобот, рога, шея, лапы (ноги), хвост, шерсть (кожа), когти (копыта), горб  и т.д.

              9.  Почитайте детям стихи и рассказы
А. Милн «Почему мне нравится слон», С. Маршак «Детки в клетке»,
Б. Заходер «Кенгуру», «Жираф», Е. Чарушин «Животные жарких стран»,
К. Чуковский «Айболит». Р. Киплинг «Маугли».



Рекомендации учителя-логопеда родителям

по теме «Лиственные деревья»

1. Родителям рекомендуется:
Во время совместной прогулки в парке, в лесу, в саду показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб, тополь и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья, плоды.
Научить различать деревья.
 Рассказать ребенку, что весной на деревьях набухают почки, а из почек появляются листья. Обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью.
Объяснить ребенку, что деревья, на которых растут листья, называются лиственными.
Попросить ребенка сказать, чем отличается дерево от кустарника.

     2. Игры по теме
1. «Назови лист»
лист березы - березовый,             лист рябины –
лист клена -                                  лист тополя -
лист осины –                                 лист липы –
лист дуба -                                    лист ольхи -
лист – ивы -

2. «Родственные слова»
Лист - листок, листочек, листья, лиственный, лиственница, листопад;
Дерево – деревце, деревья, деревянный
Береза – березовый, березка, березняк
Дуб – дубок, дубовый, дубрава

3. Подобрать действия к предмету:
Листья (что делают?) – распускаются, вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают, зеленеют, желтеют, сохнут
Дерево  (что делает?) - растет, зеленеет, качается, падает, шумит, скрипит

4. Подобрать признак к предмету
Береза (какая?) – высокая, стройная, белоствольная, кудрявая, зеленая
Дуб (какой?) –
Тополь (какой?) -

5. «Один, два, пять».
Один клен, два клена, пять кленов
Дуб                  Тополь
Береза              Липа
Осина              Рябина
Лист                 Дерево

6. «Откуда падают листья?»

(Листья падают) с дубов
Береза              Липа
Осина              Рябина
Тополь            Клен

7. Слова рассыпались

На упал березовый землю лист
Желуди могучим под лежали дубом
Дрожали осине на листья красные
Водой ива склонилась над тонкая

8. Отгадать загадки
·            Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

·            Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

·            В этот гладкий коробок бронзового цвета
      Спрятан маленький дубок будущего лета. (Желудь)

·            Ветки в речку опустила и о чем-то загрустила,
    А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)


9. Почитайте ребенку стихи о деревьях:
С.Есенин «Береза», И. Токмакова  «Береза», «Дуб», «Ива», С. Маршак «Будущий лес»




Рекомендации учителя-логопеда родителям

по теме «Животные Севера».

Родителям рекомендуется:
- рассмотреть вместе с ребёнком изображения животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, тюленя, снежного барса, северного оленя, полярной совы, пингвина и т.д.

- вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище

 - попросите ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы, ласты).

Посетите с ребенком зоопарк, понаблюдайте за животными.

Игры по теме: 

1."Угадай кто это?"

Белый, косолапый, неуклюжий ...
Рогатый, крупный, быстроногий ...
Белый, пушистый, хищный ...
Тяжелый, толстый, ластоногий ...

2.  Назови детенышей

У медведя – медвежонок, медвежата.
У оленя - ...
У пингвина - ...
У совы - ...
У лося - ...

3. «Кто где живет»

Белый медведь – на льдине

Морж, тюлень – на берегу моря

Песец – в норе

Олень – в тундре

 

4. Подобрать как можно больше признаков к предмету:
Белый медведь (какой?)- крупный, сильный, пушистый, ловкий, проворный, быстрый
Олень (какой?)-
Морж (какой?)-
Тюлень (какой?)-
Песец (какой?)-
Пингвин (какой?)-
Лось (какой?)-
Снежный барс (какой?)-

5. Подобрать как можно больше действий к предмету.
Белый медведь (что делает?) – плавает, ловит рыбу, ныряет, охотится, спит на льдине и т.д.
Олень (что делает?) -…
Морж (что делает?) - …
Пингвин (что делает?) - …
Снежный барс (что делает?) - …

6. «Чей? Чья? Чьи?»
Рога оленя (чьи?) - …
Ласты тюленя (чьи?) –
Бивни моржа (чьи?) - …
Копыта лося (чьи?) - …
Шкура медведя (чья?) - …
Мех песца (чей?) - …

7. Составить описательный рассказ о любом животном (по выбору ребёнка) по плану.
Название.
Где живёт?
Внешний вид,  размер, окраска, части тела и т.д.
Повадки.
Детёныши.
Чем питается?
Как добывает корм?
Враги.
Как защищается?

 


У него большие бивни,
Ласты, плавает во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях (Морж)
 
8. Отгадайте загадки.

Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами (Олень)

 

Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет  (Белый медведь)




 

Рекомендации учителя-логопеда для родителей


по теме: «Мамин праздник»



Родителям рекомендуется:
Побеседовать с ребёнком о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кого поздравляют в этот день? Какие подарки дарят маме, бабушке. Спросите ребенка, что он подарит маме.

Игры по теме:
1.«Назови ласково»
 Мама- мамочка, мамуля, мамуся и др.
 Бабушка – бабуся, бабуля и др.
 Сестра - сестричка,  сестренка и др.
 Цветы - ….
 Солнце - ….
 День - …..

2. «Ма-моч-ка». Ответить на вопросы.
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю кто успел налить? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!




3. «Скажи какая»
 Мама (какая?) – добрая, ласковая, нежная, внимательная, заботливая, красивая, милая, любимая, умная, ненаглядная, очаровательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная и т.д.
Бабушка –
 Сестра –

4. «Подбери действие»
Что нужно делать для мамы -  заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, слушаться, не огорчать и т.д.

5. Закончи предложение:
У каждого малыша есть …(мама).
 Каждый человек любит свою …
На свете очень трудно жить без …
На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы…
Я люблю гулять со своей …
Я очень горжусь своей…

6. Вспомните вместе с ребенком пословицы про маму.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
Материнская ласка не знает конца.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

          7. Прочитайте ребенку стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», рассказ А.В. Митяева «За что люблю я маму».




Комментариев нет:

Отправить комментарий